Цифровизация документооборота в логистике — один из приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации. Перевод документооборота по перевозкам в электронный вид выполняется на основании федеральных законов № 336-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в статью 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и №259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Правила обмена электронными перевозочными документами утверждены Постановлением Правительства РФ №931 от 21.05.2022вступают в силу с 01.09.2022. Ожидаемые выгоды от перехода на электронную транспортную накладную и другие виды перевозочных документов:

  • сокращение расходов и повышение операционной эффективности;
  • упрощение проверок, безбумажное взаимодействие с контролирующими органами.

Переход на электронные перевозочные документы (далее ЭПД) для участников перевозки грузов с 1 сентября 2022 года является добровольным. ЭПД передаются в государственную информационную систему ЭПД (ГИС ЭПД) через операторов ЭПД. Аккредитацию операторов электронного документооборота в качестве операторов ЭПД выполняет Министерство транспорта Российской Федерации. Участники перевозки выполняют информационное взаимодействие через операторов ЭПД. На момент выпуска настоящего письма пока нет ни одного оператора, получившего аккредитацию.

Преимущества электронных перевозочных документов

Основные преимущества работы с ЭПД по сравнению с бумажным документооборотом в грузоперевозках:

  • ускорение документооборота, сокращение операционного цикла и увеличение оборачиваемости,
  • транспортная компания быстрее получает оплату за услугу перевозки,
  • доступ к транспортной накладной возможен из любой географической точки; всегда можно посмотреть, на какой стадии находится процесс грузоперевозки, каждый этап отмечается в ЭПД,
  • возможность оперативно исправить ошибки в документах или внести изменения в маршрут: новый вариант ЭПД сразу становится доступен каждому участнику перевозки
  • снижение стоимости операций и экономия на обработке и доставке документов, на расходниках для офисной техники,
  • благодаря хранению ЭПД в электронном архиве можно быстро найти нужный документ, не нужно складировать бумажные копии,
  • упрощение проверок: контролирующие органы получают доступ к электронным документам в ГИС ЭПД, предоставлять бумажные копии не требуется.

Возможности 1С-ЭПД

Сервис 1С-ЭПД предоставляет участникам перевозки следующие возможности:

  • формирование электронных перевозочных документов в форматах ЭПД, утвержденных регулятором,
  • обмен электронными перевозочными документами (накладные, заказ-наряды, сопроводительные ведомости), а также обмен неформализованными документами, с участниками перевозки через оператора ЭПД,
  • обеспечение подписания ЭПД всеми участниками: грузоотправители, грузополучатели, грузоперевозчики, исполнители, кладовщики, продавцы-кассиры, водители,
  • визуализация всех типов документов: электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость и др.,
  • мгновенное уведомление участников перевозки о деталях приемки-передачи груза.

Решения для целевых пользователей 1С-ЭПД

Фирма «1С» совместно с оператором АО «Калуга Астрал» подготовили решения для работы с ЭПД в следующих сегментах участников перевозки грузов:

1) Пользователи 1С: крупный, средний, и малый бизнес, у кого учетные и, возможно, другие бизнес-процессы уже автоматизированы на основе прикладных решений 1С. Инструменты для работы с ЭПД являются частью программ 1С. Для использования 1С-ЭПД достаточно быть абонентом 1С-ЭДО и включить настройку обмена ЭПД в программе 1С.

1С:Библиотека электронных документов, редакция 1.9.7.8 с поддержкой 1С-ЭПД опубликована 15.08.2022. Сроки выпуска типовых конфигураций с возможностью работы в сервисе 1С-ЭПД можно посмотреть в Мониторинге законодательства 1С.

2) Предприятия, как правило, из сегмента микробизнеса, участвующие в грузоперевозках но пока не использующие программы 1С. Чтобы такие перевозчики могли взаимодействовать с другими участниками рынка, им будут предлагаться веб-приложение (личный кабинет 1С-ЭПД), а также приложение для мобильных устройств для получения, просмотра и подписания ЭПД 

О выпуске прикладных решений для мобильных участников перевозок будет объявлено дополнительно, следите за информационными выпусками 1С.

3) Логистические провайдеры и сервисные компании, предоставляющие услуги участникам рынка грузоперевозок, в том числе пользователи программ для управления складом (WMS) и транспортными перевозками (TMS) не на платформе 1С. Таким пользователям предоставляется доступ к программному интерфейсу (API) оператора ЭПД «Калуга Астрал» для интеграции сервиса 1С-ЭПД в информационные системы клиентов. 

Фактическое использование 1С-ЭПД начнется после получения АО «Калуга Астрал» аккредитации в качестве оператора ЭПД, ожидаемый срок 15.09.2022. В будущем возможно расширение списка операторов ЭПД, к работе с которыми можно будет подключиться непосредственно из программ 1С. Об аккредитации оператора ЭПД «Калуга Астрал» и о подключении к 1С-ЭПД других операторов ЭПД будет объявлено дополнительно.

Тарифная политика 1С-ЭПД

Титул в ЭПД — это часть составного электронного документа «Транспортная накладная». Свой титул заполняет каждый участник при завершении этапа грузоперевозки (подготовка груза отправителем, сверка груза водителем, погрузка, приемка получателем, выдача груза водителем и др.) и отправляет всем остальным участникам. Каждому титулу присваивается уникальный идентификационный номер (УИД), который формируется в ГИС ЭПД. Все титулы, объединенные одним УИД, формируют электронный перевозочный документ.

1С-ЭПД предоставляется на платной основе. Каждый участник перевозки оплачивает отправленные им титулы по факту их подписания. Пользователь может выбрать модель расчетов за трафик ЭПД: постоплатная и предоплатная. Счета за 1С-ЭПД выставляет партнер 1С, который сопровождает программы 1С пользователя или сопровождает пользователя по 1С-ЭДО.

Начать работу с 1С-ЭПД можно без предоплаты. В этом случае у пользователя после начала использования электронных перевозочных документов автоматически активируется тариф «1С-ЭДО. ЭПД» с ежемесячной постоплатой за отправленные титулы по цене 7 руб. за 1 титул.

Участникам перевозок, выбравшим предоплатную модель расчетов, предлагается несколько годовых тарифов, в которых удельная стоимость одного титула снижается при увеличении объема предоплаченного пакета. Если количество отправленных титулов превысило лимит, включенный в предоплаченный пакет, и нет нового предоплаченного пакета, то счета на сверхлимитный трафик ЭПД будут выставляться по тарифу «1С-ЭДО. ЭПД».