Обязательная маркировка товаров — это современный инструмент контроля, который призван обеспечить прослеживаемость товаров от момента производства (импорта) до розничной продажи. За счет этого возможно исключить «серые» схемы импорта и оборота, контрафакт, сократить издержки на контрольные функции, повысить конкурентоспособность честного бизнеса, обеспечить уверенность в качестве и гражданский контроль для потребителя.

Функции контроля возложены на Государственные информационные системы (ГосИС) — это обобщенное наименование для систем контроля оборота отдельных видов товаров.

С 2019 года ведется запуск маркировки «Честный знак» для отдельных видов товаров. Разработчиком и оператором системы маркировки этих товаров на условиях частно-государственного партнерства является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).  Ему же с 01.06.2019 переданы от ФНС России функции оператора государственной информационной системы меха (ГИСМ).

В качестве индивидуальной маркировки в настоящее время применяются марки с двухмерным штрхкодом DataMatrix или контрольно-идентификационный знак (КиЗ) с радиочастотной меткой (RFID). Для работы с кодами  DataMatrix требуется сканер штрихкодов, поддерживающий чтение двухмерных штрихкодов, а для чтения радиочастотных меток — специальное считыватели.

Код индивидуальной маркировки содержит информацию для идентификации единицы товара и криптографическую информацию, которая защищает маркировку от подделки. В код маркировки в зависимости от информационной системы и виды продукции может включаться дополнительная информация, например максимальная розничная цена для табачной продукции или код ОКВЭД для обуви. Часть информации маркировки может дублировать в текстовом виде.

Маркировку на продукцию наносит производитель или импортер. При этом для алкогольной продукции и меховых изделий марки и КиЗ должна быть предварительно заказаны у Гознака. Для маркировки «Честный знак» коды генерируются с помощью специального оборудования с криптографической защитой и распечатываются непосредственно на предприятии. Маркировка табачных изделий наносится непосредственно на упаковку продукции. После нанесения маркировки продукция вводится в оборот. Далее в ГосИС отражается движение продукции по всей цепи от производителя/импортера до конечного потребителя. Упрощенно это можно представить в виде следующей схемы.

Маркировка товаров

Этапы маркировки

Начало обязательной маркировке было положено 12.08.2016 года, когда в России стартовал пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий.

С 24.01.2017 года стартовал эксперимент по маркировке лекарственных препаратов.

С 01.03.2019 года была введена обязательная маркировка табачных изделий.

С 15.05.2019 года введена (в рамках эксперимента) маркировка фотокамер и фотовспышек.

С 01.09.2019 года до 01.06.2021 года стартовал пилотный проект по маркировке кресел-колясок.

С 01.06 2020 года вводится обязательная маркировка молочной продукции.

С 01.07.2020 года вводится обязательная маркировка обуви, к этому моменту должны быть промаркированы остатки.

С 01.07.2020 года вводится обязательная маркировка прочей табачной продукции.

С 01.10.2020 года вводится обязательная маркировка духов и туалетной воды.

С 01.11.2020 года вводится обязательная маркировка шин и покрышек.

С 01.01.2021 года вводится обязательная маркировка одежды и белья (блузки, пальто, плащи, куртки, ветровки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье).

В ближайшем будущем Правительство РФ планирует расширить перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.