С 01.07.2020 в России введена обязательная маркировка обуви, всех видов табачной продукции, лекарственных препаратов. С этой же даты вступили в силу новые изменения, внесенные в правила маркировки обуви и табака. В частности, в системе мониторинга обувной и табачной продукции для «кода идентификации», «кода идентификации транспортной упаковки», «кода идентификации групповой упаковки» и «агрегированного таможенного кода» введен статус кода. Определены правила перемаркировки табака, уточнен порядок маркировки остатков. Актуальную информацию о поддержке маркировки товаров в решениях «1С:Предприятие 8» см. в «Мониторинге законодательства» в разделе «Маркировка».
Уточнение правил маркировки обуви
Постановлением от 30.06.2020 № 952 Правительство РФ с 01.07.2020 внесло очередные изменения в Правила маркировки обуви, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
Ввод в оборот немаркированных обувных товаров, их оборот и вывод из оборота были возможны до 01.07.2020.
Таможенным органам разрешено выпускать для внутреннего потребления до 31.07.2020 включительно немаркированные обувные товары, которые приобретены до 01.07.2020. Такие товары до их предложения покупателю разрешается промаркировать в срок до 01.08.2020 (п. 6, пп. «ж» п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860).
Напомним, что также действует еще одно исключение. Введенные в оборот до 01.07.2020 обувные товары, которые не были реализованы на 01.07.2020, необходимо промаркировать в срок до 01.09.2020 (пп. «е» п. 2 Постановления № 860).
Статус кода
С 01.07.2020 в системе мониторинга для «кода идентификации», «кода идентификации транспортной упаковки» и «агрегированного таможенного кода» вводится понятие статуса кода. Для кода идентификации предусмотрены (п. 3 (2) Правил маркировки обуви):
• «эмитирован» — подтверждает, что обувные товары не введены в оборот на территории РФ и могут быть ввезены на территорию РФ;
• «в обороте» — означает, что маркированные обувные товары находятся в обороте. Если товар произведен за пределами РФ (за исключением обувных товаров, ввозимых из государств — членов ЕАЭС), такой статус устанавливается после выпуска обувных товаров таможенными органами для внутреннего потребления;
• «выбыл» — обувные товары выведены из оборота.
Для кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода предусмотрены:
• «сформирован» — присваивается после подачи сведений участником оборота обувных товаров с описанным составом кода идентификации транспортной упаковки, агрегированным таможенным кодом;
• «расформирован» — присваивается в процессе полного расформирования состава транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода.
Агрегированный таможенный код
С 01.07.2020 изменилось понятие агрегированного таможенного кода. Теперь это уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров. Последовательность объединяет коды идентификации каждого товара, в т. ч. коды идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования. Она формируется оператором для целей идентификации товаров и используется участником оборота при таможенном декларировании товаров (п. 2 Правил маркировки обуви).
Агрегированный таможенный код включает две группы данных и формируется в следующем виде: XXXXXXXXXXXXДДММГГXXXXXXX (п. 41 Правил маркировки обуви).
Первая группа данных — это последовательность из 12 цифр. Она содержит ИНН заявителя (если ИНН состоит из меньшего количества цифр, то ему предшествуют нули (00)).
Вторая группа данных — последовательность из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита). При этом:
•  первые 6 символов — это дата формирования оператором агрегированного таможенного кода (ДДММГГ);
• последующие 7 символов (цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита) генерируются оператором автоматически по произвольному (как правило, последовательному) порядку присвоения. Они обеспечивают уникальность агрегированного таможенного кода на протяжении 5 лет.
Информационный обмен с системой мониторинга
По общему правилу при передаче обувных товаров в рамках сделок, которые предусматривают переход права собственности (в рамках договоров комиссии, агентских договоров), участник оборота, осуществляющий отгрузку (приемку) товара, должен сформировать универсальный передаточный документ (УПД) и отправить его в систему мониторинга. Срок — не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) обувных товаров, но не позднее дня передачи этих обувных товаров третьим лицам (п. 64 Правил маркировки обуви).
Уточнено, что с 01.07.2020 передавать УПД (УКД — универсальный корректировочный документ) в систему мониторинга участник оборота может самостоятельно. Кроме того, это за него может сделать оператор ЭДО по его поручению на основании заключенного договора. Договор должен предусматривать следующее (п. 11 Правил маркировки обуви):
• передача подписанных обеими сторонами сделки УПД (УКД) оператором ЭДО в ЦРПТ происходит в режиме реального времени;
• передача оператором ЭДО участнику оборота обувных товаров уведомлений (квитанций) ЦРПТ (о получении электронных документов (об отказе в принятии электронных документов), о внесении сведений в систему мониторинга (об отказе внесения сведений в систему мониторинга)) осуществляется в режиме реального времени.
При этом уточнено, что датой исполнения обязанности участника оборота по представлению сведений в систему мониторинга считается дата получения УПД (УКД) ЦРПТ. Ответственность за корректность сведений в УПД (УКД) несет участник оборота, а за неизменность и своевременность их передачи в ЦРПТ — оператор электронного документооборота.
Нанесение средств идентификации
В случае производства обувных товаров на территории РФ нанесение средств идентификации происходит в местах производства или хранения обувных товаров до их ввода в оборот. Уточнено, что с 01.07.2020 такой порядок применяется и при производстве из иностранного сырья, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада (п. 52 Правил маркировки обуви).
Что касается ввоза обувных товаров, то, как и прежде:
• при ввозе на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС в рамках трансграничной торговли средства идентификации наносятся до фактического пересечения государственной границы РФ;
• при ввозе на территорию РФ с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, — до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. С 01.07.2020 такой же порядок применяется:
• в случае ввоза на остальную часть территории РФ обувных товаров, изготовленных на территории особых (свободных) экономических зон или приравненных к ним территорий из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
• обувных товаров, изготовленных на территории свободного склада из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободного склада.
Также с 01.07.2020 действует следующее правило. Если нужно перемаркировать обувь и промаркировать обувь, которая приобретена в целях, не связанных с последующей реализацией, сделать это необходимо до предложения этих обувных товаров для реализации (продажи) (демонстрации образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи)).
Новости Бух.1С