Что делать с действующими подписями? Кто будет выдавать новые? Сколько стоит новая подпись?

с 1 января 2022 года законодательство возлагает на ФНС функции по выпуску квалифицированных электронных подписей (КЭП) для юрлиц:

— Организациям (лицам, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности),

— Индивидуальным предпринимателям

— Нотариусам.

Выдачей электронных подписей физ. лицам, включая сотрудников организаций УЦ ФНС заниматься не будут.

— Физические лица смогут получить электронную подпись через Аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ)

Уже с 1 июля 2021 года все компании и ИП смогут бесплатно оформить квалифицированные электронные подписи в Удостоверяющем центре ФНС РФ (УЦ ФНС).

Ограничения:

— бесплатно УЦ ФНС будет выдавать квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который представляет компанию без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;

— квалифицированные сертификаты для указанных заявителей будут выпускаться территориальными налоговыми органами по предварительной записи (заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации);

— квалифицированный сертификат будет записываться на предоставленный самим заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.

Сроки действия:

Все электронные подписи, которыми на текущий момент пользуются организации и индивидуальные предприниматели, можно будет использовать до истечения срока их действия или до 31.12.2021 включительно (в зависимости от того, какая дата наступит раньше).

Новые подписи УЦ ФНС будут выдавать сроком на 15 месяцев.

Сколько стоит новая подпись?

Для получения бесплатной электронной подписи в ФНС необходимо принести свой носитель! Обычная флешка ФНС РФ не принимается.

Также понадобится лицензия «КриптоПро», необходимая для создания и проверки электронной подписи и для обеспечения юридической значимости электронных документов.

УЦ ФНС поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности:

Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.

Наша компания предлагает оптимальный вариант защищённого USB-носителя:

 Рутокен Lite. USB-носитель для записи и хранения электронных подписей. Стоимость — 1 950 руб.

До 1 января 2022 г. Квалифицированные сертификаты для физлиц (не ИП), в том числе для тех, кто будет действовать от имени юрлица или ИП по доверенности (например, штатные работники) можно получить как и ранее в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах.

Кому понадобится электронная машиночитаемая доверенность?

С 1 января 2022 года Физлица, которые представляют компанию или ИП по доверенности (например, штатные работники компании или ИП), должны будут прилагать к подписываемым документам электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную ИП или руководителем юрлица.

Действующие подписи сотрудников содержат содержат информацию о самом физлице и о его принадлежности к конкретной организации.

Новая ЭП будет содержать данные только о самом физлице. А подтверждать его полномочия, как сотрудника организации будет электронная доверенность в машиночитаемом виде (МЧД).

Т.е. сотрудник заверяя документ для личных целей подпишет его новой ЭП физического лица. Но если данное физлицо будет действовать, как сотрудник организации (ИП), то к документу, подписанному этой же ЭП физического лица, должна быть приложена электронная доверенность в машиночитаемом виде.

Для получения ЭП в ФНС необходимо:

1. Приобрести ключевой носитель

2. Подготовить документы (заявление на выдачу ЭП; паспорт; страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); сертификат соответствия на носитель)

3. Записаться на прием в УЦ ФНС.

4. В назначенное время представить необходимые документы в УЦ ФНС. Сотрудники УЦ ФНС проведут идентификацию личности и на приобретенный вами носитель запишет ключи электронной подписи и сертификат к ним.

*заявление можно подать в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика. Руководитель организации тоже подает заявление через Личный кабинет налогоплательщика — физического лица.

5. Установка необходимого программного обеспечения (КриптоПро CSP и другое нужное ПО)

6. Теперь вы можете установить сертификат ЭП на свое рабочее место!